УМИГ о кино: "Сторожова застава" - первое украинское фентези

УМИГ о кино: "Сторожова застава" - первое украинское фентези

Когда пишешь критику на украинское кино, то сам подвергаешься критике и обвинением в отсутствии толерантности к попыткам наших режиссеров творить. Проблема в другом: со стороны складывается ощущение, что творцы порой снимают кино, рассчитывая исключительно на эту самую толерантность от зрителей и журналистов. Пока так будет продолжаться, то никакого развития быть не может. Для меня фраза «Ну, для украинского кино неплохо» сравнима с тем, как родители двоечника каждый год радуются, что их сына не выгоняют со школы, при этом надеясь, что в следующем он точно начнёт хорошо учиться. Другими словами, такое не поощрять надо, а перевоспитывать, иначе сын двоечник садится на шею, не желая исправляться. "Какая разница? Ведь и так сойдёт"- думает он.

застава2

Многие будут хвалить «Сторожову заставу» уже за то, что это первое украинское фентези. Проблема лишь в том, что в «первом» фентези не чувствуется души. В этом тексте вы ни в коем случае не увидите упрёков в сторону спецэффектов – они, кстати, вполне удобоваримы для такого бюджета – да и было бы глупо ругать фильм за них. Хочется разобрать исключительно несмелость сценария и режиссуры.

DSC00489

«Сторожова застава» играет со зрителем в поддавки. История фильма воспринимается как бы понарошку. Если героя убивают, то он обязательно будет еще минут сорок говорить прощальные слова каждому, кто его окружил, а потом нелепо откинет голову вбок и закроет глаза. Ружье, которое висит на стене вначале, не обязательно выстрелит в конце. Пример: в первой половине фильма героя учат управляться с мечом и луком, дабы он прошел испытание. Но мало того, что в испытании он этими умениями не пользуется, так еще и за весь фильм приобретенные навыки владения оружием никак почти не выстреливают. Следовательно, возникает вопрос: а зачем его вообще нужно было этому учить, если в дальнейшем оно не срабатывает? Выходит, что это пустое оттягивание хронометража. Другие же ружья на стене выстреливают настолько очевидно и высосано из пальца, что кроме смеха не вызывают ничего (привет спрятанному артефакту на скале и огромному добряку в клетке). Дальше хочу пройтись по Половцам – антагонисты – давно я не чувствовал такого равнодушия к противостоянию в фильме. Половцы, по-хорошему, должны вызывать страх, наводить ужас, создавать напряжение, но на деле – они напоминают гастарбайтеров, которые начали наглеть на чужой территории, за что заслуженно получают по заднице от трех Богатырей. Ни ужаса от них, ни мотивации их лидера нет.

застава4

Спрашивается, а почему мне тогда вообще должно быть интересно наблюдать за конфликтом на экране, если он ненастоящий? Ведь всё, чем может похвастаться главный злодей – злодейские штампы и переигрывание, а за этим одна пустота. Ну и ложку дёгтя в бочку того же дёгтя добавляет весьма навязчивый юмор. Шутки в этом фильме словно Осёл из «Шрека», который будет тебя каждый пять минут долбать с вопросом: «Мы уже приехали?», когда тебе явно не до него. Объясню на ещё одном примере: богатырь – весьма неплохой герой, кстати – идёт сражаться с каменным монстром, и после каждого удара «камня» он непременно должен пошутить. Причём, местами эти шутки были настолько неуместными – или сказать правильней – неорганичными, что невольно рождалось чувство стыда. Особенно, не понимаю, зачем эксплуатировать тему гениталий монстра несколько раз. Опять же таки, напряжение из-за этого сходит на нет, как ни крути.

DSC00490

Но нет, я не назову «Сторожову заставу» плохим кино, а некоторые моменты хочу даже похвалить. Тот же юмор, которого было чересчур много, иногда неплохо так выстреливал в нужном направлении и вызывал хохот в зале. Актёры справились отлично с поставленной задачей, особенно, парень, сыгравший главную роль. Он жил на экране в прилагаемых обстоятельствах и был настоящим. Да и совру, если скажу, что скучал при просмотре фильма. Всё же интерес история разбудить смогла, а это уже большая заслуга, учитывая, что примеры вроде «Правила Боя» и этого добиться в результате не могут. В картине достаточно хорошего, но этого, к большому сожалению, пока недостаточно, чтоб её можно было назвать хорошей. И пишется негативная рецензия далеко не из желания злорадствовать и критиковать, а в надежде, что в будущем подобные ошибки – весьма заметные, стоит признать – будут учитываться и исправляться. Я рад, что наше кино делает шаги вперед, но они должны быть смелыми, уверенными и с душой. Смелости, уверенности и души в «Заставе» нет, но это неплохая заявка на будущее. Не буду отговаривать идти в кино, но и не буду советовать. Решать сугубо вам, ибо тут палка о двух концах. Если фильм принесет неплохую кассу, то киноделы будут снимать и дальше с фразой в голове «и так сойдёт», а если не принесёт кассу, то финансирование на подобные проекты будет меньше, что плохо для развития отрасли. В любом случае, спасибо за попытки, которые рано или поздно должны увенчаться успехом.

DSC00509

Текст: Панкрухин Богдан (IRVIN)

Расскажите друзьям
11 Октябрь 2017
Новый канал
Тавр Медиа
Интер
Woman
Vodafone
Life 3G
Киевстар
Добавляй музыку и слушай!
плейлист